12 знаменитых лестниц мира — фото и история

ЛЕСТНИЦА В ГОРОДЕ ЭТО: элемент оформление городского пространства элемент архитектурного объекта элемент объединения расчлененных территорий элемент пешеходного пути

Лестницы, представляя собой средство сообщения и связей плоскостей, находящихся на разных уровнях, являются нередко совершенно необходимым техническим и функциональным элементом.

Для достижения монументальности лестниц необходимо выполнение следующих условий: — правильное композиционное расположение лестниц в пространственной среде города; — — композиционная выразительность; — значительные абсолютные размеры; — удачное соотношение длины, ширины и высоты; — известная пологость маршей; — максимально удобные параметры — ступеней, цоколей, парапетов и т. Рим. Испанская лестница (план ансамбля) 1721 -1725 гг. арх. Спекки, Фр. де Санктис

Размещение лестниц на склонах может быть выполнено в различных вариантах: на газоне с перилами в сочетании с подпорной стенкой

без боковых ограничителей

Повороты, изгибы лестниц усиливают впечатление от окружающего пространства, изменяют углы, под которыми рассматриваются наиболее интересные объекты. Нижний Новгород. Чкаловская лестница

Однако, несмотря на важность эстетических качеств лестницы, главным при проектировании и строительстве лестницы является её безопасность и удобство передвижения пешеходов. Создание лестницы, максимально удобной для движения, основано на расчете соотношения между размерами ее основных элементов: проступи и подступенка. Для удобства перемещения проектируют лестницы со ступенями высотой 10…. 12 см и шириной 38… 40 см. Стандартную крутизну откоса парковых лестниц принимают 1: 4.

Важными параметрами лестниц являются число ступеней и общая высота лестницы. Максимум через каждые 1, 5 м по высоте, что соответствует 10… 12 ступеням, называемым маршем, необходимо устраивать площадки. Длина площадки должна быть не менее 1, 5 м, что соответствует длине двух шагов, и позволяет пешеходу, не сбиваясь с ритма, продолжать движение по лестнице. Если необходимо разместить площадку большей длины, то ее следует рассчитывать, каждый раз прибавляя к минимальному размеру (1, 5 м) расстояние, кратное длине двух шагов.

Для удобства передвижения по лестнице важна также ее ширина. На городских территориях она должна быть не менее 1, 5 м, что позволяет разойтись двум человекам, идущим в противоположных направлениях.

ПАНДУСЫ. Пандусы также предназначены для передвижения транспорта и пешеходов с одного уровня поверхности на другой. Они представляют собой наклонные поверхности без ступеней. Пандус при одинаковой высоте обычно бывает в 3 -4 раза длиннее лестницы. Пандус характеризуется крутизной, выраженной в отношении его высоты к длине заложения. В зависимости от функционального назначения различают три категории пандусов: — пандусы для передвижения пешеходов и инвалидов на колясках;

-пандусы вдоль лестниц для перемещения ручной клади на колесиках, детских колясок и велосипедов;

-бордюрные пандусы для обеспечения спуска с тротуара на уровень проезжей части.

Для пандусов первой категории предъявляются наиболее жесткие требования. Рекомендуемая крутизна пандуса для передвижения пешеходов – 1: 10 (100‰); для передвижения инвалидов на колясках – не более 1: 12 (83‰). Минимальная ширина пандуса, рассчитанная на движение одного человека, — 0, 9 м, для двух человек – 1, 8 м. Если длина пандуса превышает 9 м, то необходимо предусматривать горизонтальные площадки длиной 1, 5 м; при повороте пандуса размер площадки должен быть не менее 1, 5 х1, 5 м.

Переходной конструкцией между пандусом и лестницей является ступопандус, имеющий широкие низкие ступени с наклонной поверхностью. Ступопандусы значительно облегчают спуск и подъем по крутым протяженным склонам, на которых невозможно установить лестницы. Их размещают на склонах с крутизной 25… 83‰. Проектируемая крутизна ступеней ступопандуса – 1: 12, а высота подступенка зависит от первоначальной крутизны склона. Для удобного передвижения высота подступенка не должна превышать 10 см, а ширина проступи не должна быть меньше 90 см (предпочтительно – 150 см). Допускается ширина проступи – до трех шагов.

Основные требования для маломобильных групп населения

Основные требования для маломобильных групп населения

СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА Верхняя плоскость Вертикали Конструктивный элемент организации пространства Экраны Линия Ось Направления движения Ширмы Ограждения Плоскость основания

ВЕРТИКАЛЬ ФУНКЦИИ ОГРАЖДЕНИЯ

ФУНКЦИИ ОГРАЖДЕНИЯ Сложное ограждение пространства, предназначенное для того, чтобы вызвать волнение, отвлечение, любопытство, удивление и движение Простое ограждение для концентрации внимания на идее, форме и детали Ограждение может подразумеваться за счет резкого разграничения плоскости основания

ФУНКЦИЯ ОСИ Ось — линейный элемент плана, соединяющий две или более точки Ось- траектория, направление движения (замощенная тропа, рисунок в плане) Ось имеет свойства подчинять или нейтрализовать пространство и его детали

ЦИРКУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАЕТ: Расположенное на уровне глаз Возможность отдыха Впечатляющее Трогательное Необходимое Узор Вызывающее восхищение Зрелищное

ДВИЖЕНИЕ. ЦИРКУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЯ Побуждающие факторы. Отталкивающие факторы. Человек имеет обыкновение двигаться: — по линиям наименьшего сопротивления; — по самым легким уклонам; -по линиям, определенным направляющими формами, знаками или символами; — по направлению к тому, что приносит удовольствие; — к тому, что представляет интерес; — к тому, что возбуждает любопытство; — к точкам входа; — к тому, что гостеприимно; — к точкам контраста; — чтобы достичь цели; к точкам наиболее богатой фактуры или цвета; — в спешке — по прямому пути, не спеша окольным путем; — к тому, что красиво, живописно; — для ощущения движения, приносящего удовольствие; — для ощущения изменения пространства; Человека обыкновенно отталкивают: — препятствия — безобразное — неприступное — требующее усилия — крутые уклоны — неприятное — однообразное — неинтересное — беспорядочное — скучное — очевидное — опасность, трудность

Лестница в городском пространстве История Возрождение Площадь Капитолия в Риме (Италия)

Лестница в городском пространстве История XIX век Потемкинская лестница в Одессе (Украина)

Ямашита парк в Японии на крыше подземного гаража

Лестница в городском пространстве Современный опыт

Бильбао. Пример лестницы в общественном центре

Лестница в городском пространстве Современный опыт

Лестница в городском пространстве Современный опыт

Ла Дефанс в Париже, Франция

Сити Холл в Сиэтле, США

Ловеджой Плаза в Портленде, США

Харбор степс в Сиэтле, США

Мемориал Памяти жертвам голодомора в Киеве, Украина

COOGEE BEACHFRONT Рэндвик, Сидней, Австралия

Sea Organ Zadar, Crotia Nicola Basic

Visitors Centre National Parc Danube, Austria “noncon: form & MAGK synn”

САД ДИЗАЙНЕРА, ГАННОВЕР, ГЕРМАНИЯ. ГЕРНС.

Лестница в городском пространстве Современный опыт

Лестница в городском пространстве Современный опыт

Лестница в городском пространстве

Лестница в городском пространстве

Лестница в городском пространстве

Лестница в городском пространстве

Лестница в городском пространстве Типы лестниц

Проект выполняется на подрамнике размером 55 х75 см. В состав проекта входят: ситуационный план, генеральный план выбранной территории, развертка – фасад лестницы, макет Ситуационный план проектируемого градостроительного объекта является элементом графической части проекта в соответствии с требуемым масштабом. Генеральный план отображает планировочное решение полностью, в цвете, с расстановкой малых форм и оборудования Для оборудования площадок различного назначения применяются следующие малые архитектурные формы: скамья, садовый диван, стол со скамьями, беседка, пергола, декоративное ограждение, лестница, мостик, фонарь, трельяж, теневой навес, игровые элементы, фонтан, бассейн, урна для мусора, напольная ваза и др.

Видео: Потёмкинская лестница

Потёмкинская лестница задумывалась как главный вход со стороны Чёрного моря. Её величием и прогулкой по ступеням вдохновлялись мировые писатели: Александр Грин, Марк Твен и Жюль Верн. В их воспоминаниях лестница описана как знаменитая, великолепная, монументальная… Спуск от Приморского бульвара к Приморской улице по двум сотням ступеней надолго останется в памяти туристов, а окружающая природа и солёный морской воздух сделают прогулку более приятной. В любое время года здесь получаются прекрасные снимки.

Одна из самых известных лестниц мира представляет огромную ценность и расположена в живописном районе города между Греческим сквером и Стамбульским парком и этим привлекает туристов, которые не любят возвращаться из отпуска без множества ярких фотографий.

История Потёмкинской лестницы

Со дня своего основания Одесса нуждалась в беспрепятственном доступе к Чёрному морю. В то время город располагался на возвышенности вплотную к береговой линии, заканчиваясь крутым спуском, который был огорожен перилами для безопасности прохожих. Известный русский поэт А. Пушкин проходил по тропинке к морю, рискуя в любой момент скатиться. Ему не удалось дождаться появления деревянных лестниц, которые значительно облегчили прогулку к морю: они появились через некоторое время после отъезда поэта из Одессы. Теперь все желающие могли спуститься к побережью, чтобы прогуляться в утреннем тумане и полюбоваться безмятежной гладью морской воды.

Возведение лестницы началось по инициативе графа М. Воронцова. Как гласит одна из версий, этот спуск предназначался в подарок графине Елизавете, которая любила ежедневные променады и раскатистый шум волн. Остальные теории затрагивают «облагораживание» города перед визитом императора Николая I и деятельность масонов.

Потёмкинская лестница – архитектурный проект 1835 года, разработанный Францем Боффо, Шарлем (Карлом) Потье и Авраамом Мельниковым. Строительство визитной карточки города завершилось к 1841 году благодаря слаженной работе инженеров Морозова и Уптона. Классицизм, характерный для той эпохи, нашёл отображение и в ритмичном каскаде Потёмкинской лестницы.

Средства на возведение главного спуска к Чёрному морю выделялись из казны, которая пополнялась благодаря хозяйственной деятельности, таможенным сборам и отчислениям. Строительство Потёмкинской лестницы обошлось в 200 тысяч рублей – рекордную по тем временам сумму. Появление грандиозного ступенчатого спуска стало международным событием, которое неоднократно упоминалось в статьях английских и американских периодических изданий.

Начало XX века ознаменовалось открытием фуникулёра, идущего вдоль лестницы. В 1970-х годах его заменили эскалатором, который перестал функционировать спустя 20 лет. К 211-ю основания Одессы городские власти порадовали местных жителей принятым решением о построении нового фуникулёра. С 2005 года вдоль Потёмкинской лестницы движутся два вагончика общей вместимостью в 24 человека. Весь путь занимает чуть более минуты.

Архитектурные особенности

Потёмкинская лестница – одесская достопримечательность, которую считают уникальной во всех отношениях. Будучи самой большой на Украине, она достигает 142 метров в длину и 27 метров в высоту. Потёмкинская лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов, на которых можно перевести дух после утомительного подъёма или спуска. Изначально она насчитывала две сотни ступеней, но «лишилась» восьми из них во время расширения Одесского порта. Засыпанные грунтом, они всё ещё покоятся под асфальтом, по которому то и дело курсируют современные автомобили.

Главная лестница города построена по принципу искусственной перспективы. Глядя на достопримечательность с её верхней площадки, турист видит ступени одинаковой ширины, но стоит спуститься и взглянуть на одесский каскад, как тотчас можно увидеть разницу. Потёмкинская лестница сужается и, устремляясь ввысь, создаёт ощущение бесконечности. При этом пролёты остаются незаметными. Этот визуальный эффект достигается за счёт того, что нижние ступени шире верхних на 9 метров.

Изначально Потёмкинскую лестницу облицевали триестским песчаником серо-зелёного цвета. Реконструкция 1933 года была обусловлена необходимостью заменить его более практичными материалами: серо-розовый гранит предназначался для ступеней, асфальт – для пролётов. Сваи и каменные арки на пилонах выступают в качестве опоры. Дополнительную устойчивость каскаду придают анкерные связки. Несмотря на нестабильность прибрежных грунтов, достопримечательность Одессы всё ещё находится в отличном состоянии, хотя изредка и подвергается реконструкции.

Интересно знать

Потёмкинская лестница известна не только уникальной конструкцией, но и увлекательными фактами.

  • В списке самых прекрасных лестниц Европы одесский каскад занимает шестое место. В 2015 году лестница удостоилась статуса «Сокровище европейской кинокультуры».
  • Во время строительства Потёмкинской лестницы местные жители шутили о том, что инициатива графа Воронцова окажется полезной лишь для бронзового Дюка (памятника герцогу де Ришельё), который неожиданным образом оживёт и решит прогуляться к Чёрному морю без ущерба для себя.
  • Потёмкинская лестница – «участница» многих городских преданий. Одни гласят, что здесь скрыт тайный подземный ход, по которому можно пройти в Воронцовский дворец. В других упоминаются арки, под которыми на глубине в пару метров зарыты сокровища контрабандистов Одессы. Согласно третьим легендам, одна из двух сотен ступеней скрывает от любопытных глаз награбленное состояние Мишки Япончика – знаменитого налётчика.
  • Ежегодно Потёмкинская лестница становится местом проведения забега на её вершину. Помимо этого, сорвиголовы устраивают собственные соревнования, во время которых спускаются с лестницы на всех видах транспорта. Первым это сделал легендарный спортсмен С. И. Уточкин.

В прежние времена лестница становилась трибуной для концертов под открытым небом, но сейчас городские власти всё чаще запрещают это, поскольку считают её состояние неудовлетворительным, а саму конструкцию – ненадёжной.

Как добраться

До Потёмкинской лестницы можно доехать:

  • на автобусах №10, 155 до остановки «Морвокзал»;
  • на маршрутных такси №110, 120, 190, 210 до остановки «Морвокзал».

Если поездка на общественном транспорте не подходит вам, воспользуйтесь услугами городского такси и доберитесь до Приморского бульвара (в верхней части Потёмкинской лестницы) или Приморской улицы (в нижней части). Если вам на глаза попадётся бронзовый Дюк, не забудьте свернуть прямо к нему, чтобы увидеть величественный ступенчатый каскад Одессы.

Сооружение с таким грозным названием расположено в знаменитом историческом месте Мачу Пикчу, известном как «потерянный город инков». Географически Мачу Пикчу находится на вершине горного отрога, высота которого превышает 2,4 километра над уровнем моря. История гласит, что в 1532 году, после разгрома испанцами инкского государства, город оказался пустым — все его обитатели исчезли. На долгие 400 лет Мачу Пикчу был забыт, и только в 40-х годах прошлого столетия в туристических анналах появилось это направление.

Одной из самых известных достопримечательностей считается лестница смерти, пролегающая от подножия горного хребта Уайна Пикчу к древнейшему историческому сооружению — Храму Луны. Своё неблагозвучное название лестница получила из-за поистине жутких ощущений, возникающих у человека, рискнувшего совершить восхождение.

Количество ступеней лестницы немногим превышает три сотни, однако их 500-летний возраст даёт о себе знать — камень местами истёрся, ступеньки балансируют под ногами. А если путешествие приходится на осенне-зимние месяцы, когда властвует сезон дождей, то лестница становится очень скользкой и опасной.

Добавляет страха и расположение лестницы. С левой стороны находится сырая холодная стена из камня, с правой — страшная бездна, внизу которой протекает стремительная река Урубамба. Страх и ужас, сопровождающий путешественника по время подъёма по лестнице, неизменно будет трансформироваться в восхищение изумительным перуанским пейзажем и древним Мачу Пикчу.

Китайская лестница в небеса на горе Хуашань

Пеший туристический маршрут, именуемый «тропой смерти», ещё один пункт, известный своей ужасной лестницей. Цель путешественника — Хуашань — священное для китайцев место, именуемой «Цветочной горой». Название горы связано с наличием пяти равновысоких вершин, напоминающих лепестки цветка, расположенного на высоте 2160 метров.

Чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть опасный путь. Лестница, берущая начало от подножия горы, состоит из высеченных ступеней, количество которых никто не берётся подсчитать. Ступени расположены практически отвесно, что не только делает подъём чрезвычайно трудным, но и добавляет страха — поручней и перил здесь не предусмотрено.

После преодоления горной лестницы путешественника ожидает ещё более серьёзное испытание. Ему придётся добираться до южной вершины горы Хуашань по узеньким деревянным планкам, приколоченным к каменному склону. В качестве страховки используется прибитая на высоте 1 метр от дощатой дорожки цепь. После того как этот этап будет завершён, туристу нужно пройти окончательный путь — вновь по отвесным ступенькам в горе. Наградой для экстремалов станет возможность отдохнуть в чайном домике, построенном на вершине Хуашань древними монахами даосистами.

Лестница на вершину скалы Хаф Доум

Живописный национальный парк Йосемити располагает истинным природным богатством. Горный хребет Сьерра-Невада увенчан скалой Хаф Доум. Скала представляет собой геологический парадокс — она полностью состоит из гранитного монолита и покрыта своеобразными слоистыми «чешуйками» из стекающей вниз горной породы. Высота скалы — почти 2700 метров над уровнем моря.

Ввиду своеобразного строения горы, именитые геологи предсказывали, что никогда человек не сможет подняться на её вершину. Однако уже в 1875 году первый альпинист сумел взобраться на Хаф Доум. А сегодня этот пеший туристический маршрут доступен всем путешественникам, способным преодолеть собственный страх.

Для восхождения на вершину Хаф Доум была построена специфическая лестница длиной 400 метров. Ступени лестницы — чисто символические. Их основой являются гранитные наплывы, лишь слегка «подправленные» рукой человека. Трещины и сколы, частично разрушенная поверхность и практически вертикальный подъём — всё это делает восхождение на вершину чрезвычайно опасным. Для облегчения подъёма сооружена своеобразная канатная дорога, состоящая из двух металлических тросов. Конструкция лестницы была разработана в 1919 году, с тех пор количество туристов, желающих испытать свои силы в альпинизме, превысило 50 тысяч человек в год.

Восхождение на гору Хаф Доум разрешается только организованным группам, в сухую маловетреную погоду. Туристы-одиночки, желающие «дикарём» забраться на вершину горы, рискуют на 6 месяцев попасть в тюрьму или заплатить штраф в 5 тысяч долларов. Сегодня известно о шести трагических случаях, когда путешественники погибли при восхождении на Хаф Доум по канатной дороге.

Лестница в эквадорский Котёл Дьявола

Горы и искрящиеся на солнце струи водопада — что может быть красивее? Единственным недостатком этого зрелища является невозможность рассмотреть его более детально, «изнутри». Чтобы попасть в самое сердце водопада с жутковатым названием Котёл Дьявола, надо набраться мужества и пройтись по винтовой лестнице, вырубленной в скале.

Лестница сконструирована таким образом, что стремящиеся вниз струи водопада оказываются внутри, и турист может запечатлеть уникальные природные картинки со всех сторон. Казалось бы, такое путешествие должно быть исключительно приятным — красивейшие тропические пейзажи, хрустальные капли воды, чудные горные виды. Однако опасность подстерегает туриста на каждом шагу — каменные ступеньки лестницы довольно истёрты и имеют различную высоту, из-за падающих струй воды есть риск поскользнуться. Всё это делает переход по лестнице довольно опасным и требует от путешественника внимания и осторожности.

В отдельных местах туристам придётся продвигаться на четвереньках — лестничные площадки расположены в узких проходах, вырубленных внутри скалы. Неудобство компенсируется тем, что так предоставляется возможность попасть в самое сердце Котла Дьявола, проникнуться мощью природной силы.

Лестница в Ангкор Ват в Камбодже

Уникальная лестница, расположенная на третьем уровне пирамиды храмового комплекса Ангкор Ват, не имеет отношения к горам. Однако это не делает восхождение по её ступеням менее сложным и трудоёмким. Древние монахи возводили главный храм Камбоджи для того, чтобы паломники, приходящие сюда, испытывали всю трудность достижения самой важной цели — попадания на небеса.

Угол между ступеньками лестницы достигает 70 градусов, а ширина их настолько узка, что не делает возможным поставить ногу. Тысячелетний возраст храмового сооружения тоже повлиял на состояние камня — трещины и разрушенные участки ступеней добавляют опасности при подъёме и спуске по лестнице.

Чтобы благополучно преодолеть многочисленные лестничные марши, туристы пользуются верёвками или переползают опасные участки на четвереньках. Но даже с такими трудностями нельзя просто так попасть на камбоджийские «небеса» – доступ к ним возможен лишь в определённые дни лунного календаря.

Лестница Флёрли в Норвегии

Лестничное сооружение, построенное в норвежском городке Флёрли, получило звание самой длинной лестницы, выполненной из дерева. Её протяжённость — 1,6 километра, общее число ступеней — 4444. Если измерять высоту между первой и последней ступеньками, то перепад составит около 750 метров.

Изначально лестница строилась для доступа к гидроэлектростанции, построенной в 20-х годах прошлого столетия. Трубопровод, по которому поступала вода к турбинам из Люсефьорда, сохранился до сих пор.

Туристам, решившимся на подъём по этой лестнице, понадобятся крепкие ноги и стальные нервы. Монотонное восхождение под скрип и треск старых деревянных ступеней — испытание не для всех. Для путешественников, решившихся на экстремальную прогулку, существует три этапа, в зависимости от степени выносливости:

  • преодолеть 700 ступеней и сойти с маршрута;
  • подняться на ступеньку с номером «4444» и вернуть с Флёрли;
  • после окончания подъёма продолжить пеший переход к горным озёрам, а затем вернуться в городок.

Интересно, что цифра 4 является знаковой для местечка Флёрли. Лестница содержит 4444 ступеньки и занимает 4 место по длине в мире. И в городке постоянно проживает всего 4 человека — все остальные люди приезжают сюда, чтобы взобраться по знаменитой лестнице.

Хайку — уникальная лестница на Гавайях

В 1942 году американские военные для предотвращения нападения со стороны Японии, проложили кабели для обеспечения радиосвязи на гавайском островке Оаху. Специфика этого с виду обычного задания была в том, что для прокладки коммуникаций и обслуживания антенн пришлось выстроить деревянную лестницу, достигающую вершины утёса Кулау.

Уникальность этого сооружения не оставила равнодушными любителей экстрима и после того, как лестница перестала быть частью военного объекта. Почти 4000 деревянных ступеней — это 850 метров нелёгкого подъёма от подножия горы к вершине утёса. Несмотря на то что со времён Второй мировой войны лестница была реконструирована в целях обеспечения безопасности туристов, этот объект остаётся одним из самых опасных сооружений в мире.

Лестницу Хайку можно назвать «дорогой сквозь облака». Практически отвесный подъём позволяет наблюдать слоистый туман, раскинувшийся далеко внизу посёлок, экзотические пейзажи Гавайев.

Местные красоты неизменно влекут тысячи туристов, желающих покорить лестницу Хайку. Однако из-за череды несчастных случаев американские власти закрыли доступ к сооружению. После реконструкции лестницы, обошедшейся в 875 тысяч долларов, у туристов появилась надежда, что самый экстремальный пеший маршрут будет открыт.

Сейчас любителям маршрута приходится «караулить» те редкие моменты, когда лестница открывается для посетителей. Неофициальный подъём на вершину Кулау может грозить административным штрафом — но это не останавливает путешественников, желающих подняться по страшной и ужасной лестнице. Дополнительным стимулом для экстремалов является возможность покататься на качелях, расположенных на верхней площадке. Они спроектированы и построены неизвестными «архитекторами» таким образом, что катающийся человек находится прямо над пропастью.

Лестница Чанд Баори, ведущая в колодец

В индийском местечке Абанери расположена феноменальная конструкция Чанд Баори — пирамидальная ступенчатая лестница, ведущая к маленькому озерцу мутного изумрудного цвета. Функциональное предназначение этого сооружения — сбор дождевой воды, способной спасти жителей окрестностей от засухи и жажды.

Историки до сих пор не могут определиться с датой возведения гигантского колодца — специалисты склоняются к тому, что лестницы построены в IX — XI веках. Но существует мнение, что происхождение уникального сооружения берёт начало за шесть столетий до нашей эры. А местные жители уверяют туристов, что лестница-колодец была построена демонами всего за одну ночь.

Глубина огромного колодца составляет лишь 30 метров, но для того, чтобы добраться до воды на дне, придётся преодолеть 13 пролётов из 3,5 тысяч ступенек. Сложность подъёма — в чрезвычайной узости ступенек и отсутствии ограждений. Особенно опасной лестница становится в сырую погоду — мокрый камень может сделать каждый шаг путешественника последним. Именно поэтому посещение комплекса в дождливые дни запрещено. Тяжёлый спуск по неудобной лестнице будет вознаграждён отдыхом в прохладе — на дне колодца температура воздуха на 6 градусов ниже, чем наверху.

Помимо чисто прагматического назначения ступенчатый колодец был предназначен и для проведения религиозных ритуалов — одна из сторон сооружения состоит из многочисленных колонн и скульптур. Для королевских особ в колодце выстроена отдельная резиденция, а для наслаждения исполнительским искусством — специальная сцена.

Недалеко от архитектурного комплекса Чанд Баори располагается храм богини счастья и радости. Перед посещением святилища многочисленные паломники допускаются в ступенчатый колодец, чтобы умыть ноги и руки в рукотворном озере. Ежегодно индийский колодец-лестницу посещает не менее полумиллиона туристов, желающих увидеть настоящее архитектурное чудо.

Страх, сопровождающий любителей экстремального отдыха при посещении опасных лестниц, компенсируется невероятной красотой окружающего пейзажа, который открывается с высоты птичьего полёта. Возможность преодолеть собственную боязнь и ощутить себя победителем панических эмоций — одна из причин, влекущих сотни тысяч туристов совершить восхождения по самым страшным лестницам.

Краткая история

Существует и альтернативное название Чкаловской лестницы – Волжская. Она построена для того, чтобы соединить Площадь Минина и Пожарского с набережной реки Волги. Авторами проекта стали архитекторы Яковлев, Рудне и Мунц.

Своё название лестница получила из-за того, что начало её располагается у памятника Валерию Чкалову, герою Советского Союза, внесшему неоценимый вклад в  развитие отечественного авиастроения.

Общее количество ступеней Чкаловской лестницы – 560 штук. Внешне она выполнена в виде знака бесконечности или, проще говоря, “восьмёрки”. Те места, где пересекаются боковые спуски, оборудованы смотровыми площадками. Таких участков на всём протяжении два. Ведёт лестница к Волге, а точнее к памятнику катеру “Герой”.

Первоначальное название Чкаловской лестницы – Сталинградская, потому как её закладка была посвящена победе в битве под Сталинградом в 1943 году. Интересно, что в её строительстве, которое завершилось в 1949 году, принимали участие пленные немцы.

Надо отметить, что автором идеи сооружения лестницы был председатель горисполкома Александр Шульпин, выдвинувший её в 1939 году. Однако начавшаяся война явилась серьёзным препятствием для возведения конструкции. Впрочем, идея автором не была забыта. Во время одной из командировок в Москву (1943 год) он подготовил проект на утверждение. Стоит понимать, насколько сложно было добиться согласия, но Шульпину это удалось. На строительство лестницы по Волжскому откосу были выделены необходимые средства. Но это сооружение стоило Александру Шульпину должности мэра. Он также был исключен из партии и арестован по политическому Ленинградскому делу. Всё это произошло из-за суммы, в которую вышло строительство лестницы, – 7 миллионов 760 тысяч рублей. Освобождение и реабилитацию Шульпин получил только после смерти Сталина.

Разница уровней подъёма на Чкаловской лестнице превышает почти в три раза аналогичный показатель знаменитой Потёмкинской, расположенной в Одессе.

Чкаловскую лестницу можно считать самой длинной не только в России, но и в Европе, если учитывать всю её длину – к Волге ведут ещё 76 ступеней.

Современное состояние

Последний ремонт лестницы производился в 1996 году. А в 2013-м была запланирована её реконструкция, потому как многие элементы конструкции, как и внешний вид, за это время пришли в негодность. На этот процесс были выделены немалые средства — 40 миллионов рублей, что сопоставимо с годовыми затратами на озеленение Нижнего Новгорода.

План реконструкции предусматривал замену 1630 элементов ступеней, восстановление ливневых стоков, замену электропроводки. Было укреплено 28 колонн, которые располагаются в пространстве под лестницей. Также восстановили кирпичную кладку и все разрушенные элементы.

Замок Пелеш (Румыния)

Эта винтовая лестница, покрытая утончённой резьбой, находится в одном из многочисленных замков Румынии. Наверное, по своей фактуре она очень подошла бы замку графа Дракулы.

На самом деле эти сходни стали частью великолепного сооружения, построенного в 1883 г. по приказу короля Карола II. В Пелеше много лестниц и все они покрыты изумительной деревянной резьбой. Они неповторимы.

Что-то демоническое в этом замке всё-таки есть. Да и находится он недалеко от замка самого знаменитого кровопийцы — в одном из живописнейших мест Карпат, рядом с городом Синая, где когда-то проходил средневековый путь из Валахии в Трансильванию.

Собор Или (Англия)

Первая католическая месса в этом кафедральном соборе в городе Или в графстве Кембриджшир была отслужена в 1375 г. До этого храм около 300 лет возводили монахи-бенедиктинцы.

Ближе к финалу строительства, когда окончательно сложился стиль ранней английской готики, появилась эта знаменитая лестница с изящными коваными элементами и перилами, украшенными изумительной резьбой. Оригинальная форма деревянных ступеней и решётка, издали кажущаяся кружевной работой, создают ощущение парящей в воздухе конструкции.

Романтика замка Шадау (Швейцария)

Эта альпийская страна известна в мире не только своими банками, часами, шоколадом и сырами, но и старинными замками. Среди них замок Шадау, который был постоен в XII веке неподалёку от живописного озера Тун. Там и сейчас витает особый романтический дух, который передаётся современным гражданам.

Швейцарцы и иностранные туристы любят посещать эти древние покои, поднимаясь по лестнице, изумительной в своей красоте и изяществу линий. Пройтись по ней и сфотографироваться на фоне её удивительной резьбы по камню — добрый знак, особенно для влюблённых.

Колодец Чанд Баори (Индия)

Индийцы издревле ищут оптимальные способы борьбы со страшной жарой. Ещё в 800 году н. жители деревни Абанери (близ Джайпура) соорудили свой вариант «кондиционера» – огромный колодец, уходящий в землю на глубину 30 метров.

Чанд Баори хранит внизу постоянную температуру, которая на несколько градусов ниже температуры на поверхности. В прошлом колодец служил эффективным хранилищем воды. Ну а на дно колодца ведут 13 «этажей» и 3500 узких ступенек.

Тень Леонардо на ступенях Шамбора (Франция)

Замок Шамбор на реке Луара — красивый замковый ансамбль этой части Франции. Построенный в XVI веке, он славится своей архитектурной эклектикой, в которой смешались местные архитектурные традиции и веяния итальянского Возрождения.

А всему «виной» – Леонардо да Винчи, которого для постройки нового замка в 1517 г. пригласил король Франции Франциск I. Гениальный флорентиец не достроил этот комплекс (он умер в 1519 г. ), но рука мастера осталась в силуэтах Шамбора. Например, в контурах знаменитой центральной лестницы, сдвоённая спираль которой проходит через все этажи, достигая крыши.

Санторини (Греция)

Жители острова Санторин в 1715 г. решили для себя серьёзную инфраструктурную проблему — построили крутую лестницу, по которой стало возможно подниматься с берега моря на вершину горного склона. Со временем долгий и трудоёмкий процесс «рационализировали» использованием в качестве транспортного средства терпеливых местных осликов.

В 1979 г. здесь, наконец, установили автоматизированную канатную дорогу, но ослы и по сей день «в доле». Многим туристам, прибывающим в Грецию, настоятельно рекомендуют в качестве незабываемого аттракциона поездку на неторопливом ушастом животном по каменной зигзагообразной лестнице. Поднимаясь на 1300-метровую высоту, можно не только насладиться роскошными видами, но и не спеша посчитать все 657 ступенек.

Шлосберг (Австрия)

Башню с часами Шлосберга, эту жемчужину австрийского Граца, можно видеть практически из любой точки города. Но и вид с вершины этой горы тоже великолепен.

Чтобы добраться туда, надо преодолеть крутой подъём с помощью длинной замысловатой лестницы, марши которой вырезаны прямо в скале. Можно, конечно, воспользоваться вполне современным приспособлением — лифтом, но мало кто из туристов отказывает себе в удовольствии прогуляться вверх, к башне с часами, по этим всходам, тем более что 260 ступенек не столь уж трудны для подъёма.

Потёмкинская лестница (Украина)

Это сооружение — парадный вход в красавицу Одессу со стороны Чёрного моря. Построенная в 1841 г. , она вплоть до советского времени не имела официального названия, а сами одесситы как её только ни называли — Большая Каменная, Портовая, Бульварная, Николаевская, Ришельевская (бронзовый дюк Ришельё, один из основателей «города у моря», венчает роскошную перспективу мраморной лестницы). «Потемкинской» она стала уже после Великой Отечественной войны в честь революционных моряков с броненосца «Потёмкин».

Имеет это сооружение и свою визуальную особенность. Длина верхних ступенек составляет 12,5 м, длина нижних — 21,7 м. За счёт такой разницы не очень высокая (высота 27 м) и не очень длинная (142 м) лестница. Однако она кажется наблюдателю весьма протяжённой.

Ссылка на основную публикацию