Отделка металлической лестницы деревом — Всё о лестницах

Всем доброе.

В начале 2018 года я решил обшить свою металлическую лестницу деревом. не один раз ободрал себе пальцы об металлические углы. Плюс малой начал доползать до лестницы и интересоваться ей. Опасочка. Ниже фото до грунтовки и после.

Как это обычно бывает: начало — половина всего. Полтора месяца где-то ходил, читал, спрашивал, изучал, смотрел видео на ютубе. А т. я нифига не столяр, страшно было все это начинать. Для себя я выделил следующие этапы:

Последние три этапа распишу подробнее.

Самое начало марта. Инструмент куплен, материал принял. Смотрю такой, думаю: «да я за месяц всё сделаю». Хренас два. Подготовил рабочее место. Выбрал для этого подвал своего дома, полиэтиленом выделил себе место, накрыл полиэтиленом вещи, коробки. Соорудил простые и легкие козлики из поддона, в котором мне доставили пиломатериал.

Приступаем к работе. Сперва, я начал делать фальш тетиву и пристенную планку(что тоже самое, но зато понятно, где она стоит). Расчитал ширину заготовок. Получилось, что щит шириной в 65см, я пилил вдоль пополам. Впервые испытал свою циркулярку. Чтоб ровно пильнуть, нужна направляющая, да еще и 3-ех метровая. Ну я использовал перила, которые тоже купил. Они ровные и трех метровые. Закрепил струбцинами и вперед. Люди еще закрепляют пилу в стол для этих целей.

Фальш тетива. С помощью угломера высчитал угол наклона лестницы, длину — рулеткой. Отпилил по краям эти углы. Притянул струбцинами к швелеру, сделал свес 16мм от самого низа швелера, чтоб потом обшить низ лестницы вровень с фальш тетивой, разметил и высверлил 3 дырки, чтоб потом болтами притянуть. Диаметр на 10мм на глубину 7мм — чтоб голова болта скрылась и буковая затычка вошла. потом до металла под толщину болта, потом дырка в металле тоже в толщину болта. Разметил, выпилил лобзиком.

Пристенная планка. У меня были ровные полоски ДВП-эшечки (они использовались для упаковки чего-то), я просто выложил по лестнице у стены и склеял этот трафорет ПВА-шкой + ребра жескости добавил. Потом этот трафорет положил на щит и обвел карандашем. Потом выпилил аккуратно лобзиком. Я сделал, чтоб ступенька подходила к пристенной планке. Планку закрепил к стене шуруп+дюпель. Шуруп прячется в дырке как в случае с фальш тетивой. Повозиться пришлось с престенной планкой. Стена у меня была не идеальная, пришлось за престенной планкой срезать обои и срезать выпуклые места, чтоб планка встала впритирку к стене, чтоб не было щелей между ней и стеной. После среза выпуклых мест на стене, прошелся грунтовкой.

Торцы я закруглил кромочной ферозой с диаметром 8мм. Поставил фальш тетиву, пристенную планку. Там где начинались забежные ступени, пришлось частями делать пристенную планку. Что-то типо плинтуса. Тоже кучу времени потратил на это. И вот 1 месяц прошел…

Потом начал подгонять ступени и подступенки. Шел сверху вниз. Выяснилось, что лестница не строго перпендикулярно к стене идет. Поэтому прилегание торца ступеньки к пристенной планке было с щелью, приходилось корректировать. Плюс небольшой угол делал в плоскости подступенка. Да и сами ступени из металла тоже не были идеальными в горизонтальной плоскости, где-то до +5мм, где-то до -5мм, где-то пузо посредине ступени. И это еще очень хорошая лестница, т. такие погрешности работы с металлом, можно сказать, ерундовые. Горизонт подгонял с помощью пробковой подложки. Да и вообще, между ступенью и металлом я прокладывал 1 слой пробковой подложки, которая используется под паркет или ламинат. Между подступенком и металлом тоже прокладывал подложку, но другую похожую по составу на пенополистирол, она дешевле пробковой. Одного рулона мне хватило на всю лестницу. Тут в основном работа циркуляркой, ювелирная работа, я бы сказал. Сделал дополнительные направляющие, для прямого пила и под углом. Иногда по 10 раз приходилось ходить примерять

Подступенки у меня ЗА ступенькой. Во-первых, в случае, если подступенок повело и он кривоват, его легче притянуть к ступени. Во-вторых, экономия на ширине ступени. 2см уже экономим , т. можно взять не 32см ширину ступени, а уже 30. Ну и подгоняем поступенок, чтоб он под ступенью был в притирочку так: сперва подгоняем уровень ступени (чтоб ровно в горизонт лежала), потом подставляем подступенок, узнаем сколько нужно срезать у подступенка, срезаем циркуляркой. Прилегание подступенка к фальш тетиве тоже запарка , я на подошву фрезера наклеял с помощью малярного скотча 2мм щепку, чтоб фрезануть под углом торец, т. лестница не строго перпиндикулярна и прямой угол уже не подошел бы.

Дошел до забежных ступеней. Сперва пронумеровал щиты и где какая забежная ступень будет вырезана. Все это сперва на бумаге или на компе, потом смотрим на чертеж, выбираем нужный щит для нужной ступени. У меня из каждого щита получалсь по 2 забежных ступени. Делаем трафарет для каждой ступени все так же из ДВП-эшных полосок. Вычерчивал по одной, делал свес 5-6см над металлом. 2-2. 5см съест подступенок. Итого черновой свес выходил с запасом и получался 3. 5-4см. Пилил как циркуляркой, так и лобзиком, когда нужно было Одну забежную ступень пришлось наращивать, т. чуть-чуть совсем в углу не хватило.

Всё. Еще месяц прошел. Черновая лестница готова. Потом я уже доводил до предчистового состояния. А именно, фрезеранул углы (кромочная фреза на 10мм), отпилил лишнее, кое-где даже пришлось наращивать (у столбика перил был сложноватый момент, на забежных ступенях подступенок пришлост тоже наращивать). Теперь на счет высоты ступени, ее ширины, свеса ступени над подступенком. Есть формула. Она для среднего человека, чтоб было удобно подниматься и спускаться, не спотыкаясь и не падая (на детской площадке недавно увидел лестницу на горку — жесть вообще, ширина мальенькая, высота огромная, как раз, чтоб дети с нее падали, делал тот, кто не разбирается в ступенях). Свес большим не делается, достаточно 2см. У меня около 2см.

Напишу про небольшой косяк. Я ожидал, что премыкание фальш тетивы к ступеньке будет неочень ровным, т. я ж лобзиком вырезал. Но думал приеклею плинтусик какой-нибудь. Потом я передумал, т. фигня какая-то. Еще я предполагал, что ступенька и подступенок ляжет прям на металл. Но я ж еще подложку добавил — это плюс 2мм, и горизонта кое-где добивался, поднимая ступень еще выше. Итого, образовалась приличная такая щель между ступенькой и фальш тетивой. Что я сделал. Сперва провел параллельные ступеньке и подступенку линии, чтоб потом выфрезеровать ровно по прямой. Снял тетиву, фрезанул, поставил обратно. Замерил эти щели, подсчитал протяженность их для каждой толщины. Напилил циркуляркой тонких полосок  2, 3 ,5 ,7 ,9 мм (руку уже набил ). Впихивал подходящие полоски в эти щели. Потом закрепил эти полоски на фальш тетиве малярным скотчем, снял тетиву эту и спустился в подвал клеить ПВА-шкой. Приклеял, заного поставил фальш тетиву, убедился что все тип-топ.

Разбираем лестницу, подписываем с задней стороны номер ступеньки и подступенка, чтоб потом не перепутать. Спускаем в подвал. Шлифуем, сперва 100 зерном. Внимательно под лампой смотрим все трещинки, порезы, продавленные места — заделываем шпатлевкой. Иногда я смешивал цвета бук+дуб, бук+орех, чтоб в цвет попасть. Все сучки выковыриваем, если встречаем, и тоже зашпатлевываем. Шлифуем 100 зерном. Смотрим опять, 99% опять найдем что подшплатевать. Потом уже шлифуем зерном 150 и смотрим, подшпатлевываем, если надо.

Затем лакируем. Тоже долгое занятие. Нужно во-первых, убраться как можно лучше, чтоб пыли было по минимуму, а пыли будет ДО-ФИ-ГА! Во-вторых, нужно как-то все детали разместить, чтоб удобно было пролакировать. Я приобрел акриловый лак. Не скажу какой марки, не знаю. На разлив в спец. магазине взял. Работал кисточкой, берите сразу хорошую, чтоб волоски не отваливались и не оставались на лакированной поверхности. Называется с пометкой «no loss». Я потом еще одну взял, тоже не дешевую, но там не было пометки «no loss», так она меня бесить начала. Лакируешь, смотришь чтоб слой ровно лежал, а потом бац, и волосок отваливается и лежит. Ты его достаешь и подлакировываешь это место снова. Кто-то краскопультом работает, и я собирался так. Но для этого нужно помещение достаточно чистое. Лакировал так:

  • Для первого слоя добавлял воды немного, чтоб лак стал еще жиже, как водичка. Вместо грунтовки, короче.
  • Сперва внутреннию часть лакировал, время высыхание первого слоя 20-30минут
  • Потом внешную часть на первый раз
  • Ворс поднимается, шкурим его вручную шкуркой с зерном 320 (продаются брусочки такие). Следуюий слой уже будет нормально ложиться, т.к. поры уже забили
  • Делал 5 слоев. после каждого слоя, кроме последнего, шкурил 320 шкуркой.
  • Вытираем торцы от потеков лака, если они появились.

Установка. Что нужно:

  • Шурупы толщиной 6мм и длинной 40мм(для крепления ступени к горизонтальному металлу) и 55-60мм(для крепления подступенка к торцу ступени тоже через металл)
  • Парафин, свечка
  • Герметик для дерева
  • Шуруповерт, сверло по металлу на 6мм (берите хорошее), сверло по дереву или по металлу на 5мм или 4.8мм (это для того, чтоб засверлить дерево, т.к. без этого вы просто не закрутите шуруп)
  • Штангельциркуль или что-нибудь, чем вы сможете измерить глубину сверления дерева через металл (чтоб насквозь не просверлиться)

Сверлим дырки в металле по всем ступенькам и подступенкам. Установку ступенек я произовил снизу вверх. Торцы ступенек, подступенков, которые соприкасаются с деревом, я хорошенько натирал свечкой. Это делается для того, чтоб не скрипела лестница. Герметик использовал не на всех ступеньках, в основном на забежных. они достаточно большие, несовсем получалось сделать так, чтоб она не ходила немного. Греметик неровности сглаживал.

Прикручивать ступени нужно под нагрузкой. Для этого я 3 мешка с песком использовал, которые запихал в плотный полиэтилен на 2 слоя, чтоб даже песчинка не попала на ступеньку. Ставим подступенок, ступень, ставим мешки, смотрим чтоб всё чётко стояло. Идем под лестницу, дырки в металле у нас уже есть, сверлимся в дереве, но чтоб насквозь не просверлиться. Притягиваем шурупами. И так далее.

И вот прошел еще один месяц. Короче, 3 месяца. Резултат:

А вот исправленные щели между фальт тетивой и ступеньками.

S> я не написал про перила, тот еще квест. Может потому, что не у многих перила железные уже стоят.

Облицовка конструкции деревом. Выбор древесины и обшивка

Очень эффектный прием при оформлении лестниц — это комбинация дерева и металла. Эстетичность, надежность, прочность, разнообразные цветовые и дизайнерские решения, а также респектабельность определили популярность таких конструкций.

Металлический каркас лучше всего обшить деревом.

Преимущества комбинированных сооружений

  • Лестницы на металлическом каркасе имеют отличные эксплуатационные качества.
  • Их отличает повышенный срок службы, сравнительно с цельнодеревянными сооружениями.
  • Масса конструкций, благодаря облицовке деревом, существенно меньше, чем у чисто металлических либо бетонных лестниц.
  • Железо либо сталь сообщают конструкциям повышенный уровень прочности, а также износоустойчивости. Деревянные ступеньки – комфортность и безопасность передвижения.
  • Как материал для основы берутся прочные, но легкие марки металла, имеющие увеличенную стойкость к коррозии.

Лестницы на металлическом каркасе: теория и практика

Облицовка конструкции

Важнейшая характеристика при выборе лесоматериалов – это их влажность. Ее уровень влияет напрямую на эксплуатационные качества древесины.

Обратите внимание! Излишняя степень влажности существенно понижает прочность обшивки. Исходя из этого, перед работами древесину нужно просушить до нормативного уровня. Влажность только что срубленных деревьев равна 35/100 процентов. Чтобы начать облицовочные работы, данный показатель должен составлять 12%.

Какую древесину выбрать

Перед тем, как обшить лестницу на металлокаркасе, нужно выбрать сорт древесины. Наиболее востребованы для отделочных работ дуб, орех, бук, вишня, груша, ясень и красное дерево.

  • Дуб имеет увеличенную долговечность и прочность, широкую цветовую палитру — от нежных желтых тонов и до красно-бурых оттенков. Эта древесина обладает интересной особенностью темнеть через некоторое время, приобретая глубокий цвет. Он придает благородство облицовке. Лестницы из дуба — конструкции эталонного качества.
  • Ясень имеет ту же прочность, что древесина дуба. Материал обладает яркой и выраженной текстурой и красивым сероватым тоном.
  • Бук элегантен и утончен. Его древесина имеет однородную фактуру и долговечность. Отлично подойдет, чтобы имитировать красное дерево.
  • Прекрасный эффект получается, если применить экзотические сорта древесины – тик, венге, абаш, мербау. Они обладают очень красивыми цветами: желто-лимонным, насыщенным фиолетовым, глубоким красным, черным, коричневым. Из данных материалов получаются невероятно красивые лестницы .
  • Для облицовки подступенков можно использовать хвойные породы – ель, сосну, пихту. Сосна имеет неплохие эксплуатационные качества. Из-за небольшой плотности, ее просто обрабатывать. Цена элементов, которые отделаны хвойными породами, существенно меньше лиственных аналогов.

Покрытие для обшивки

Когда лестница будет облицована элементами из дерева, можете тонировать их в любой из цветов. Перед этим пропитайте их антисептиком, который не даст материалу гнить. Еще один метод покрытия – сохранить и подчеркнуть натуральную фактуру, цвет, а также рельеф дерева. Для этого можно применить шлифмашинку с насадкой в виде стальной щетки.

Расчешите твердые и мягкие волокна материала. В итоге работы мягкие волокна будут щеткой удалены, твердые же создадут красивый рельефный рисунок. Потом, при помощи лака, придайте ступенькам необходимый тон. Затем обработайте шлифмашинкой поверхность. После этого лак останется только в углублениях.

Технология работ

Лестницы из дуба – особенности изготовления и сборки

Теперь о том, как делается лестница на металлокаркасе своими руками. Данная работа включает в себя несколько этапов:

  • Определитесь с дизайном сооружения и методом исполнении облицовки. Станете ли вы обшивать лишь проступи либо подступенники также облицуете. Выберите тип перил и балясин.
  • Подберите породу древесины.
  • Приготовьте обшивочные элементы. С этой целью подгоните материал под габариты каркаса, следя, чтобы не образовывалось трещин. Произведя измерения, вырежьте детали ступеней, нумеруя их.
  • Ограда лестницы кроме свойств защиты – это еще декоративный элемент сооружения. Так как перила могут обладать сечением резного типа, выберите самую удобную их форму для ладоней.

Обратите внимание! Чтобы подъемы и спуски по конструкции были максимально безопасными, нужно определить правильное размещение балясин. Как правило, шаг меж ними равен 9, 13 либо 22 см.

  • Зафиксируйте детали из дерева. Используя шуруповерт, закрепите ступеньки в их верху. Потом плотно в каркас уприте подступенники и зафиксируйте. Таким образом, закрепите все элементы обшивки.
  • Прекрасно выглядят ступени, имеющие детали из дерева, немного выступающие за металлическое основание. Инструкция говорит о том, что для накладок надо выбирать лишь твердые породы древесины. Чтобы не было сколов на обшивке, снимайте по периметру панели фаски и скругляйте их углы.
  • Далее расположите балясины по кромкам ступенек. Проверив правильность вертикальности, затем закрепите стойки особыми шпильками и прикрепите перила на них.

Облицовка обратной стороны лестницы.

Изготовление лестниц на металлокаркасе с деревянной облицовкой, привлекательно тем, что, данные материалы можно широко варьировать. Вам надо будет только подобрать вариант, который понравится больше всего. При этом он должен быть эстетичным, практичным, функциональным и по возможности не очень дорогим.

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Какое дерево использовать

Первое с чего следует начать, перед тем как обшить лестницу деревом, это выбор породы древесины. Натуральный массив это не только красиво и тепло, но в случае с металлической основой, это еще и отличная звукоизоляция.

Частичная обшивка деревом.

В зависимости от сорта древесины такая облицовка может быть как низко-бюджетной, вполне доступной для большинства людей, так и элитной, подчеркивающей солидность и респектабельность хозяина. Так как обшить металлическую лестницу деревом своими руками относительно не сложно, оба эти варианта подходят для среднего хозяина, уверенно владеющего ножовкой, рубанком и шуруповертом.

Важно: большинство ходовых сортов дерева вполне подходят для этих целей. Современные тонировочные и лакокрасочные материалы делают чудеса, с их помощью можно эмитировать практически любую породу. Но главным требованием является уровень влажности массива, он не должен превышать 12%, в противном случае доску может повести.

Для подступенков, балясин и поручней, а также для боковой и задней обшивки характеристики прочности не настолько важны, здесь главное чтобы материал подходил к интерьеру по цвету.

Сами же ступени, желательно делать из крепких, преимущественно лиственных пород.

Внешняя облицовка лестницы.

  • Дубовая доска издревле считалась эталоном красоты и крепости. В зависимости от вида и места произрастания, палитра цветов дуба может колебаться от нежно золотистого, до темного с бордовым оттенком. Отличительной чертой данного массива считается благородное старение, со временем ваши дубовые ступени слегка потемнеют и приобретут изысканный глубокий оттенок.
  • Бук символизирует элегантность. Этот материал имеет плотную, однородную структуру. И хотя он не может похвастаться таким разнообразием оттенков как дуб, характеристики прочности и износостойкости у них схожие.
  • Граб материал специфический, в некоторых источниках его еще называют белым буком. При грамотной, правильной просушке, его крепость превышает прочность дуба. Благодаря светлой тональности, такую доску достаточно легко затонировать под любую экзотическую древесину.

Распространенные породы дерева.

  • Ясень, груша, вишня или акация считаются средним классом. Обладая завидной прочностью, они отличаются своеобразным, неповторимым рисунком и эластичностью. Такие ступени, при грамотном подходе могут стать изюминкой вашего интерьера.
  • Экзотика типа дерева венге, тика, марабу или абаша, безусловно, материал достойный во всех отношениях. Но цена таких материалов не всегда доступна даже людям со средним достатком.
  • Что же касается хвойных пород, то зачастую они идут на подступенки и сопутствующую облицовку. Хотя бывают исключения, так канадский кедр обладает уникальными характеристиками и зачастую используется для элитной отделки.

Преимущества лестницы на металлокаркасе и 3 вида конструкций

Лестница на металлокаркасе считается самой надежной и сверхпрочной Лестницу на металлокаркасе возможно сделать своими руками. Чтобы возвести такую конструкцию из металла, потребуется сделать чертежи, а также грамотно осуществить изготовление основания каркаса. Ниже мы расскажем о том, какие нюансы необходимо будет учесть.

Преимущества лестницы на металлическом каркасе

Вовсе не секрет то, что лестница из металла на второй этаж намного прочнее, чем деревянные сооружения.

Готовая конструкция покрывается слоем грунтовки и окрашивается в целях защиты от коррозийных процессов

Среди основных преимуществ лестницы на металлическом каркасе можно отметить:

  • Долговечность;
  • Отсутствие скрипов;
  • Повышенная прочность;
  • Пригодность к ремонту;
  • Способность вписываться в совершенно любой интерьер.

Древесина с течением времени не только рассыхается, но и начинает трескаться, что становится причиной расшатывания изделия. Конечно же, лестница не сломается и не рассыплется, однако эстетический вид будет существенно нарушен, начнут появляться скрипы. Несмотря на то, что лестницы из дерева можно укрепить посредством специальных пропиток и использования современных технологий возведения, они существенно уступают металлическим каркасам.

Современный металлопрокат выпускает только качественные металлические полотна, благодаря которым любая лестница, например, угловая с забежными ступенями будет прочной, износоустойчивой и самое главное прослужит далеко не одно десятилетие. К тому же она не заскрипит, и не будет вызывать раздражение.

Что касаемо пригодности к проведению ремонта, то с этим проблем не будет никогда. Достаточно легко устранить один вышедший из строя элемент, так как в основном устанавливаются конструкции сборным путем, в котором можно за пару движений заменить нужную деталь на новую. Лестницы для дома на железном каркасе можно использовать в любом стиле от модерна до хай-тек, а чтобы обшить не потребуется много сил, времени и материалов.

Ссылка на основную публикацию